Психологические защиты. Простые.
1. ИЗОЛЯЦИЯ.
Психологический уход в другое состояние- это автоматическая реакция, которую можно наблюдать у самых крошечных человеческих существ. Взрослый вариант того же самого явления можно наблюдать у людей, изолирующихся от социальных или межличностных ситуаций. И замещающих напряжение, происходящее от взаимодействий с другими, стимуляцией, исходящей от фантазий их внутреннего мира. Склонность к использованию химических веществ (никотина, алкоголя, наркотиков), для изменения состояния сознания так же может рассматриваться как разновидность изоляции. У генетически предрасположенных - впечатлительных людей нередко развивается богатая внутренняя фантазийная жизнь, а внешний мир они воспринимают как «проблематичный» или «эмоционально бедный».
Очевидный недостаток защиты изоляцией состоит в том, что она выключает человека из активного участия в решении межличностных проблем. Такой человек, постоянно укрывающийся в собственном мире, испытывает терпение тех, кто его любит. Сопротивляется общению на эмоциональном уровне.
Главное достоинство изоляции как защитной стратегии состоит в том, что позволяя бежать (психологически) от реальности, она почти не требует искажения этой реальности. Человек, полагающийся на изоляцию, находит успокоение не в непонимании мира, а в удалении от него.
2. ОТРИЦАНИЕ.
Это попытка не принимать за реальность нежелательные для себя события. Еще один способ справиться с неприятностями - отказ принять их существование. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. Как защитный механизм, отрицание состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания.
Так, многие люди боятся серьезных заболеваний. И скорее будут отрицать наличие даже самых первых явных симптомов, чем обратятся к врачу. А болезнь прогрессирует. Этот же защитный механизм срабатывает, когда кто-нибудь из семейной пары «не видит», отрицает имеющиеся проблемы в супружеской жизни. И такое поведение не редко приводит к разрыву отношений.
Человек, который прибегнул к отрицанию, просто игнорирует «болезненные» для него реальности и действует так, словно они не существуют. Будучи уверенным в своих достоинствах, он пытается привлечь внимание окружающих всеми способами и средствами. И при этом видит только позитивное отношение к своей персоне. Критика и неприятие просто игнорируются. Новые люди рассматриваются как потенциальные поклонники. И вообще, считает себя человеком без проблем, потому что отрицает наличие трудностей (сложностей) в своей жизни. Имеет завышенную самооценку.
3. ВСЕМОГУЩИЙ КОНТРОЛЬ.
Ощущение, что ты способен влиять на мир, обладаешь силой, является, несомненно, необходимым условием самоуважения, берущего начало в инфантильных и нереалистических, однако на определенной стадии развития - нормальных фантазиях всемогущества.
Первым, кто вызвал интерес к «стадиям развития чувства реальности», был Ш. Ференци (1913). Он указывал, что на инфантильной стадии первичного всемогущества, или грандиозности, фантазия обладания контролем над миром нормальна. По мере взросления ребенка, она естественным образом трансформируется в идею вторичного «зависимого» или «производного» всемогущества, когда всемогущим воспринимается один из тех, кто первоначально заботится о ребенке.
По мере дальнейшего взросления, ребенок примиряется с тем неприятным фактом, что ни один человек не обладает неограниченными возможностями. Некоторый здравый остаток этого инфантильного ощущения всемогущества сохраняется во всех нас и поддерживает чувство компетентности и жизненной эффективности.
У некоторых людей потребность испытывать чувство всемогущественного контроля жизненно необходимо. И интерпретировать происходящее с нами обусловленное их собственной неограниченной властью совершенно непреодолимо.
Такой человек организуется вокруг поиска и переживания удовольствия от ощущения, что он может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, в связи с чем, все этические и практические соображения отходят на второй план.
«Перешагивать через других» – вот основное занятие и источник удовольствия для индивидов, в личности которых преобладает всемогущественный контроль. Их часто можно встретить там, где необходимы хитрость, любовь к возбуждению, опасность и готовность подчинить все интересы главной цели – проявить свое влияние.
4. ИДЕАЛИЗАЦИЯ (и ОБЕСЦЕНИВАНИЕ).
Тезис Ференци о постепенном замещении примитивных фантазий собственного всемогущества примитивными фантазиями о всемогуществе заботящегося лица по-прежнему важен. Все мы склонны к идеализации. Мы несем в себе остатки потребности приписывать особые достоинства и власть людям, от которых эмоционально зависим. Нормальная идеализация является существенным компонентом зрелой любви.
И появляющаяся в ходе развития личности тенденция деидеализировать, или обесценивать тех, к кому мы питаем детскую привязанность, представляется нормальной и важной частью процесса сепарации (отделения) – индивидуализации. У некоторых людей, однако, потребность идеализировать остается более или менее неизменной еще с младенчества. Их поведение обнаруживает признаки архаических, отчаянных усилий противопоставить внутреннему паническому ужасу уверенность в том, что кто – то, к кому они привязаны, всемогущ, всеведущ и бесконечно благосклонен, и психологическое слияние с этим сверхъестественным Другим обеспечивает им безопасность. Они также надеются освободиться от стыда. Побочным продуктом идеализации и связанной с ней веры в совершенство является то, что собственные несовершенства переносятся особенно болезненно. «Слияние» с идеализируемым объектом – естественное в этой ситуации лекарство.
Обесценивание – неизбежная оборотная сторона потребности в идеализации. Поскольку в человеческой жизни нет ничего совершенного, архаические пути идеализации неизбежно приводят к разочарованию. Чем сильнее идеализируется объект, тем более радикально обесценивание его ожидает. Чем больше иллюзий, тем тяжелее переживание их крушения.
В повседневной жизни аналогией этому процессу служит та мера ненависти и гнева, которая может обрушиться на того, кто казался таким многообещающим и не оправдал ожиданий. Некоторые люди всю жизнь занимаются тем, что в повторных циклах идеализации и обесценивания сменяют одни интимные отношения другими.
*****
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ. СЛОЖНЫЕ.
*****
1. ВЫТЕСНЕНИЕ.
Наиболее универсальное средство избегания внутреннего конфликта. Это сознательное усилие человека предавать забвению фрустрирующие (разочаровывающие, травмирующие) впечатления путем переноса внимания на другие формы активности, явления и т.п. Иначе говоря, вытеснение — произвольное подавление, которое приводит к истинному забыванию соответствующих событий-переживаний.
Одним из ярких примеров вытеснения можно считать анорексию — отказ от приема пищи. Это постоянно и «успешно» осуществляемое вытеснение необходимости покушать. Как правило «анорексивное» вытеснение является следствием страха пополнеть и, следовательно, дурно выглядеть. В клинике неврозов иногда встречается синдром нервной анорексии, которой чаще подвержены девушки возраста 14 - 18 лет. В пубертатный период ярко выражаются изменения внешности и тела. Оформляющуюся грудь и появление округлости в бедрах девушки часто воспринимают как симптом начинающейся полноты. И, как правило, начинают усиленно с этой «полнотой» бороться. Некоторые подростки не могут открыто отказываться от еды, предлагаемой им родителями. А по сему, как только прием пищи окончен, они тут же идут в туалетную комнату, где вызывают рвотный рефлекс. Это, с одной стороны, освобождает от «грозящей пополнению» пищи, с другой — приносит психологическое облегчение. Со временем наступает момент, когда рвотный рефлекс срабатывает автоматически на прием пищи. И болезнь — сформирована. Первоначальная причина болезни успешно вытеснена. Остались последствия.
2. РЕГРЕССИЯ.
Социальное и эмоциональное развитие никогда не идёт строго прямым путём. В процессе роста личности наблюдаются колебания, которые с возрастом становятся менее драматичными, и никогда полностью не проходят. Одной из тенденций, присущих каждому человеку, является возвращение к знакомому «детскому» способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетенции-развития.
Данный механизм - бессознателен. Некоторые люди используют регрессию как защиту чаще, чем другие. Например, реагируя на стресс, вызываемый возрастными изменениями, тем, что заболевают. Этот вариант регрессии, известный как соматизация, обычно довольно резистентен к изменениям.
Широко известно, что соматизация (проявление стрессовых переживаний в телесных ощущениях, недомоганиях) и ипохондрия (проявление телесных недомоганий, болезней в виде многократно усиленных психологических переживаний), как и другие виды регрессии, являющие собой беспомощность и детские модели поведения, могут служить краеугольным камнем в характере личности.
Здесь же могут рассматриваться некоторые виды алкоголизации, невроза навязчивых состояний.
3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ.
Вариант более высокого уровня изоляции переживания от интеллекта. Человек, использующий изоляцию обычно говорит, что не испытывает чувств, в то время как человек, использующий интеллектуализацию, разговаривает по поводу чувств, но таким образом, что у слушателя остаётся впечатление отсутствия эмоций.
Интеллектуализация сдерживает обычное переполнение эмоциями таким же образом, как изоляция сдерживает травматическую сверхстимуляцию. Когда человек может действовать рационально в ситуации, насыщенной эмоциональными значениями, это свидетельствует о значительной силе его Эго(Я), и в данном случае защита действует эффективно.
НО, если человек оказывается всюду неспособным оставить защитную когнитивную (интеллектуальную, мыслительную), неэмоциональную позицию, то другие люди склонны интуитивно считать его эмоционально неискренним.
Секс, добродушное поддразнивание, проявление артистизма и другие соответствующие взрослому человеку формы игры могут быть излишне ограниченны у человека, который научился зависеть от интеллектуализации, справляясь с жизненными трудностями.
4. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ.
Нахождение приемлемых причин и объяснений для «неприемлемых» мыслей и действий.
Рациональное объяснение как защитный механизм направлено не на разрешение противоречия, как основы конфликта, а на снятие напряжения при переживании дискомфорта с помощью квазилогичных объяснений. Естественно, что эти «оправдательные» объяснения мыслей и поступков более «этичны и благородны», нежели истинные мотивы. Таким образом, рационализация направлена сокрытие истинной мотивации.
С одной стороны, вроде бы не допускаются до сознания реальные мотивы, но, с другой стороны, этим мотивам позволяется реализоваться, но под красивым, социально одобряемым фасадом.
Самым простым примером рационализации может служить оправдательные объяснения школьника, получившего двойку. Ведь так обидно признаться всем (и самому себе в частности), что сам виноват – не выучил задание! Но на такой удар по самолюбию способен далеко не каждый. А критика со стороны других, значимых для тебя людей, болезненна. Вот и оправдывается школьник, придумывает «искренние» объяснения: «Это у преподавателя было плохое настроение, вот он двоек и понаставил всем ни за что», или «Я же не любимчик, как Иванов, вот он мне двойки и ставит за малейшие ошибки». Так красиво объясняет, убеждает всех, что сам верит во все это.
Люди, пользующиеся рациональной защитой, стараются на основании различных точек зрения построить свою концепцию как панацею от беспокойства. Заранее обдумывают все варианты своего поведения и их последствия. А эмоциональные переживания часто маскируют усиленными попытками рационального истолкования событий.
5. МОРАЛИЗАЦИЯ.
Является близкой родственницей рационализации. Когда некто рационализирует, он бессознательно ищет приемлемые, с разумной точки зрения, оправдания для выбранного решения. Когда же он морализирует, это означает: он просто-таки «обязан» следовать в данном направлении.
Рационализация перекладывает то, что человек хочет, на язык разума, морализация направляет эти желания в область оправданий или моральных обстоятельств.
Иногда морализацию можно рассматривать как более высокоразвитую версию расщепления. Склонность к морализации будет поздней стадией примитивной тенденции глобального деления на плохое и хорошее. В то время как расщепление у ребёнка естественным образом возникает прежде способности его интегрированного собственного «Я» выносить амбивалентность, решение в форме морализации через обращение к принципам, смешивает чувства, которые развивающееся собственная «Я» не способно выносить.
6. СМЕЩЕНИЕ.
Относиться к перенаправлению эмоций. С озабоченности чем-либо, или внимания с первоначального или естественного объекта на другой. Потому что его изначальная направленность по какой-либо причине тревожно неприемлема.
Страсть также может быть смещена. Сексуальные фетиши, по-видимому, можно объяснить как переориентацию интереса с гениталий человека на бессознательно связанную область – ноги или даже обувь.
Сама тревога нередко оказывается смещённой. Когда человек использует смещение тревоги с какой-то одной области на весьма специфический объект, который символизирует пугающие явления (страх пауков, боязнь ножей), то он страдает фобией.
Некоторые печальные культурные тенденции – как расизм, сексизм, гетеросексизм, громкое обличение проблем общества группами, лишёнными гражданских прав и имеющими слишком мало власти, чтобы отстоять свои права, содержат в себе значительный элемент смещения.
Положительные виды смещения включают в себя перевод агрессивной энергии в созидательную активность (выполняется огромное количество домашней работы, если люди находятся в возбуждённом состоянии), а также переадресовку эротических импульсов с нереальных или запрещённых сексуальных объектов на доступного партнёра.
7. СУБЛИМАЦИЯ.
Одно время это понятие находило широкое понимание среди образованной публики и представляло собой способ рассматривания различных человеческих наклонностей. Считалось, что сублимация является хорошей защитой, благодаря которой можно находить креативные, здоровые, социально приемлемые или конструктивные решения внутренних конфликтов между примитивными стремлениями и запрещающими силами.
Сублимация была тем обозначением, которое первоначально Фрейд дал социально-приемлемому выражению базирующихся на биологии импульсов (к которым относятся стремления сосать, кусать, есть, драться, совокупляться, разглядывать других и демонстрировать себя, наказывать, причинять боль, защищать потомство и так далее). Согласно Фрейду, инстинктивные желания обретают силу влияния благодаря обстоятельствам детства индивида, некоторые драйвы или конфликты приобретают особое значение и могут быть направлены на полезную созидательную деятельность.
Данная защита расценивается как здоровое средство разрешения психологических трудностей по двум причинам: во-первых, она благоприятствует конструктивному поведению, полезному для группы, во-вторых, разряжает импульс, вместо того, чтобы тратить огромную эмоциональную энергию на трансформацию его или на противодействие ему (отрицание, репрессия). Такая разрядка энергии считается положительной по своей сути.
Сублимация остаётся понятием, на которое по-прежнему ссылаются в психоаналитической литературе, если автор указывает на найденный кем-то креативный и полезный способ выражения проблемных импульсов и конфликтов. В противоположность общему неправильному пониманию того обстоятельства, что объектом психотерапии является избавление от инфантильных побуждений, психоаналитическая позиция относительно здоровья и роста подразумевает представление о том, что инфантильная часть нашей природы продолжает существовать и во взрослом состоянии. У нас нет возможности совершенно избавиться от неё. Мы можем только сдерживать её более или менее удачно.
ТАК КАК ЖЕ БЫТЬ?! |
Использовать их или не использовать? Цели психотерапии включают в себя понимание всех аспектов собственного «я» (даже самых примитивных и беспокоящих), развитие сострадания к самому себе (и к другим, так как человек нуждается в проецировании и смещении прежде не признаваемых желаний унижать) и расширение границ свободы для разрешения старых конфликтов новыми способами. Эти цели не подразумевают «очищения» собственного «я» от вызывающих отвращение аспектов или блокирование примитивных желаний. Именно это позволяет считать СУБЛИМАЦИЮ вершиной развития Эго, многое объясняет в отношении к человеческому существу и присущим ему возможностям и ограничениям. |